О МЕСТЕ НАХОЖДЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА.[*]

Начальник управления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ФНС России - Сергей Дуканов в своем интервью [**] корреспонденту агентства "Интерфакс-АФИ" сообщил, что его ведомство подготовило изменения в целый ряд нормативно-правовых актов, направленные на пресечение захвата компаний и борьбу с фирмами-однодневками. В рамках проведения этой борьбы предполагается ввести норму, предоставляющую налоговым органам право ПРИОСТАНАВЛИВАТЬ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ юридических лиц, которые не находятся по адресу места нахождения. Подобным организациям будет запрещено совершать какие-либо сделки или осуществлять расчеты. По его словам, законопроект пока согласовали ФСБ, МВД, Росфинмонитроинг, Банк России. В настоящий момент он направлен на согласование в Минэкономразвития.

Хотя перспективы принятия данного законопроекта еще не ясны, это интервью очень наглядно демонстрирует тенденции развития законодательства и налогового администрирования по борьбе с использованием организациями номинальных юридических адресов.

Что сейчас делается налоговиками для борьбы с «номинальными» юридическими адресами?

Недостоверность адреса места нахождения Общества в рамках действующего законодательства может быть выявлена и доказана следующим образом:

1. Путем составления сотрудниками правоохранительных или налоговых органов акта осмотра помещения, указанного в качестве места нахождения исполнительного органа, подтверждающего отсутствие по указанному адресу должностного лица Общества;

2. Путем получения от собственника помещения (или иного уполномоченного лица) письменного заявления, подтверждающего отсутствие по указанному адресу должностного лица Общества.

3. Путем получения соответствующих объяснений от руководителя организации в рамках налогового законодательства.

Пока налоговики действуют полулегальными методами. Например, налоговые органы составили список «адресов массовой регистрации юридических лиц». В него попали московские адреса, по которым зарегистрировано 10 и более фирм. Учитывая, что в этом списке содержится более 8 тысяч!!! адресов, в Москве осталось не так много нежилых помещений, которые не относятся к этой категории.

Указанный список Межрайонная ИФНС №46 по г. Москве разослала по всем московским банкам. В сопроводительном письме сообщалось, что письмо направлено "...для осуществления кредитной организацией, в рамках предоставленной ей компетенции функций банковского надзора за соблюдением кредитными организациями действующего законодательства при открытии юридическим лицом расчетных и иных счетов и работе с недобросовестными, фактически не осуществляющими деятельность налогоплательщиками в соответствии с нормами Закона №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма". На практике это привело к тому, что некоторые банки вообще не открывают счета организациям, зарегистрированным по "массовым спискам", а другие открывают, при условии документального подтверждения организацией своего реального места нахождения.

Также предполагается, что организациям, пытающимся зарегистрироваться по «массовым» адресам будут выдаваться отказы в регистрации, а руководители будут привлекаться к административной ответственности за подачу заведомо ложных сведений в Реестр. Пока до этого дело не дошло. Однако, налоговые органы стараются по таким фирмам выдавать отказы в регистрации по другим, часто формальным основаниям.

Возможно, что налоговые органы организуют периодические выезды инспекторов на места с целью установления фактов реального нахождения организаций по указанным в учредительных документам адресам. Возможно, от собственников помещений будут затребованы списки организаций, находящихся в их помещениях на законных основаниях. Не исключено, что при первичной регистрации организаций или при внесении изменений в учредительные документы будут требовать документы, подтверждающие место нахождения, как это уже было до 2002 года.

Что делать организациям, у которых "Юридический" и Фактический адрес не совпадает?

Единственным 100% надежным вариантом является регистрация организации по месту ее фактического нахождения, подтвержденного договором аренды, свидетельством на право собственности или другими правоустанавливающими документами. Все остальные варианты сопряжены с определенным риском. Их имеет смысл использовать, только если нет другого выхода.

Но что, если организация не нуждается в наличии постоянного офиса в силу рода деятельности (например, консалтинговые услуги, услуги в Интернете и т.п.) или по иным причинам пока не имеет собственного офиса? В действующем законодательстве ПОКА не предусмотрено обязанности юридических лиц иметь собственный офис. Однако, есть требование оповещать налоговые органы о постоянном месте нахождения исполнительного органа. Это требование нужно соблюдать.

Какие могут быть варианты?

1. Зарегистрироваться по домашнему адресу одного из учредителей.

На данный момент есть возможность для организаций, в которых доля участников - физических лиц составляет не менее 80%, осуществить государственную регистрацию по домашнему адресу одного из участников. Вариант неплохой, но если среди участников нет лиц, зарегистрированных в Москве – зарегистрировать московскую фирму уже не получится.

2. Арендовать небольшой офис или рабочее место, регулярно платить арендную плату, хотя бы изредка там появляться и поддерживать постоянную связь с арендодателем.

В целом – это очень неплохой вариант. Однако, в Москве очень трудно арендовать небольшой офис. Кроме того, платить даже небольшую арендную плату может быть для некоторых фирм очень накладно. Но мало кто из собственников захочет регистрировать по своему адресу организацию за символические деньги.

3. Заключить договор на почтово-секретарское обслуживание с возможностью хотя бы изредка использовать данное помещение для осуществления представительских функций исполнительного органа (встреча с контрагентами, прием и отправка корреспонденции, электронной почты, ответы на телефонные звонки и.т.п.).

Сегодняшнее законодательство не объясняет, что считать постоянным местом нахождения исполнительного органа организации. Поэтому, пакет документов, подтверждающий периодическое осуществление представительских функций руководителя организации по адресу почтово-секретарского обслуживания может служить весомым обоснованием легитимности указанного места нахождения общества. Кроме того, есть гарантия, что вся корреспонденция попадет адресату. Важно, чтобы невозможно было доказать, что организация имеет свой собственный офис в другом месте, где постоянно находится ее руководитель.

4. Приобрести «юридический адрес» в организациях, специализирующихся на продаже юридических адресов.

Этот вариант имеет целый ряд существенных минусов. Во-первых, такие адреса, как правило, даются на ограниченные промежуток времени: 6- 12 месяцев. Их удобно использовать только для регистрации. Нет никакой гарантии, что через пол года - год Вы сможете продлить договор на этот адрес. Во-вторых, общение идет через посредника. Нет возможности выйти на контакт непосредственно с собственником помещения. Следовательно – нет гарантии подлинности печатей и подписей на договорах аренды, совместной деятельности и т.п., которые и служат обоснованием законности использования юридического адреса. В-третьих, как правило, корреспонденция, посланная по этим адресам не доходит до получателя, несмотря на заверения организации, торгующей адресами.

Какие санкции могут быть применены к фирме (ее руководителю), у которой не совпадет юридический и фактический адрес?

По налоговому кодексу:

Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе [***]

1. Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 настоящего Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 тысяч рублей.

2. Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 настоящего Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Статья 117. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе

1. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов , полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тысяч рублей.

2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20 % доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.

По административному кодексу:

Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

…………..
3. Непредоставление, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 МРОТ.

4. Предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 МРОТ или дисквалификацию на срок до 3-х лет.

По уголовному кодексу:

Статья 171. Незаконное предпринимательство

1.Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (свыше 250 тысяч рублей), - наказывается штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев.

2. То же деяние:
а) совершенное организованной группой;
б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере (свыше 1 млн. рублей),
 

- наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ НА СРОК ДО 5 ЛЕТ со штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

ПОДВЕДЕМ КРАТКИЕ ИТОГИ.

1. В настоящее время происходит усиление борьбы с организациями, которые фактически не находятся по адресу места нахождения, указанному в учредительных документах.

2. Формы и методы этой борьбы постоянно совершенствуются, причем санкции очень серьезные;

3. Пока еще можно зарегистрировать фирму с использованием покупного «юридического адреса», но проблемы могут начаться в любой момент;

4. При невозможности использования адреса собственного офиса, предпочтение стоит отдавать домашнему адресу одного из учредителя или адресу, предоставляемому Территориальными агентствами по развитию малого предпринимательства (ТАРП).

5. Нужно быть готовым к тому, что при открытии счета в банке потребуется документально подтвердить фактическое место нахождение организации.

И ГЛАВНОЕ! Не стоит соревноваться с Государством в изобретательности. Старайтесь использовать в качестве места нахождения адрес своего офиса!

[*] - В данной статье использована информация с сайта Юридического центра «БАЗАЛЬТ».
[**] - Полный текст интервью представлен по адресу: http://www.interfax.ru/r/B/exclusive/22.html?id_issue=11485936
[***] - применительно к теме данного письма предполагается, что организация не уведомила налоговый орган о смене своего места нахождения.
 
Оформить заказ Он-Лайн прямо сейчас вы можете здесь

Вернутся на страницу:  

Виды приобретения юридических адресов, Прайс юр.адресов

Изменение юридического адреса фирмы


 

(495)665-00-90, 672-72-89(71), моб.+7(985)766-43-16